Типы и виды велосипедов
Время чтения: 12 минут мин
09.08.2021
25573
Производители велосипедов регулярно предлагают новые модели или совершенствуют существующие, внедряя технические и конструктивные новации, либо комбинируя и улучшая известные решения. Из-за этого увеличивающегося разнообразия классификация велосипедов для новичка дело очень сложное, но необходимое для выбора оптимального варианта.
Чем велотехника отличается друг от друга
Основные составляющие любого велосипеда, это колеса, рама, передача, руль и его вынос, сиденье. Кроме этого, он может оснащаться амортизирующей подвеской и дополнительными амортизаторами, тормозной системой, элементами повышения безопасности, защитными крыльями колес, иногда светотехникой и грузовыми багажниками. Наличие, количество, размер, конфигурация или вид компонентов, а также их сочетания определяют принадлежность к конкретному типу и виду. Основными определяющими для разных типов являются подвеска и передача.
Виды подвески современных велосипедов
Выделяют 4 типа подвески для велотехники.
- Ригид – амортизаторы отсутствуют полностью (за исключением пружин сиденья).
- Хардтейл – амортизатор установлен в передней вилке.
- Двухподвес – модели с передним и задним амортизатором.
- Софттейл – усовершенствованный хардтейл с передним амортизатором и специальной геометрией перьев сзади.
У софттейла в заднем треугольнике упругого элемента нет, но он устроен так, чтобы компенсировать ударные и весовые нагрузки.
Велосипедная трансмиссия
Классическая схема привода велосипеда предполагает наличие следующих компонентов:
- педали, жестко соединенные с большой ведущей звездой-шестерней;
- маленькая звездочка, соединенная с осью колеса и задней кареткой;
- приводная цепь, соединяющая звезды.
Для увеличения крутящего момента или тягового усилия используются передачи, в которых есть 2-3 больших звезды и несколько маленьких. Комбинируя специальными переключателями (рычаг с приводом на дерейлер) варианты их соединения, можно увеличить скоростные возможности велосипеда или облегчить подъем в гору. В некоторых моделях используется планетарная передача – специальный механизм с тремя степенями свободы.
Классификация велосипедов по назначению
В зависимости от назначения велосипедную технику делят на несколько категорий.
- Городские – для неспешных поездок на короткие дистанции по ровному покрытию.
- Шоссейные – для дальних рейдов по хорошим дорогам, часто на большой скорости.
- Внедорожные – используемые для пересеченной местности.
- Специальные – для особых категорий пользователей.
Все они дополнительно делятся на виды, некоторые даже на подвиды. Деление немного условное, так как есть модели, которые сложно безоговорочно отнести только к одному типу. Плюс, не так давно на рынке появились «гибриды» – велосипеды, сочетающие в себе черты нескольких видов и типов.
Городские велосипеды и их разновидности
Ситибайки или дорожники - это максимально простые и комфортные модели, самые распространенные среди велосипедистов, не выезжающих за пределы населенного пункта. Обычно на них используется стальная рама типа ригид или хардтейл, простая или недорогая (с небольшим количеством передач) многозвездочная либо планетарная трансмиссия, колеса диаметром 24-28 дюймов с шинами средней ширины и мелким рисунком протектора.
Конструкция рамы предполагает прямую посадку, сиденье мягкое, большой диапазон регулировок седла и руля. Тормоза обычно только задние – дисковые или барабанные. Некоторые модели комплектуются дополнительным передним ободным или дисковым тормозом.
Почти всегда городские велосипеды оснащают защитными крыльями и накладками на цепь, светоотражателями, фарой и задним фонарем, современные модели могут иметь указатели поворотов. Часто устанавливаются багажники с прижимным фиксатором и (или) корзинки.
На вес производители внимания не обращают, потому что такие велосипеды предназначены для коротких, не скоростных поездок, по улицам, парковым аллеям и так далее.
- Женский велосипед с открытой рамой. Основное его отличие заключается в низком расположении верхней поперечины рамы или ее отсутствии (в этом случае нижняя часть делается более прочной). Кроме этого расстояние по нижним точкам выноса седла и руля меньше. Все это сделано для компенсации особенностей анатомии слабого пола, а также для возможности комфортной езды даже в длинной юбке или платье.
- Круизеры. Городские модели с вытянутой в длину рамой, заниженным задним треугольником и часто заметным наклоном назад выносов руля и седла. Такие велосипеды могут иметь не совсем обычные, в ретро-стиле обводы, а особенности конструкции и посадки требуют более-менее ровного и твердого покрытия.
- Складные велосипеды. Отличительные особенности таких моделей, это небольшие 18-24 дюйма колеса, небольшая однопоперечная рама с механизмом складывания и максимальная высота выносов. Модель пользуется спросом среди тех, у кого сложности с хранением велосипеда, а также любителей выездов на природу. В эксплуатации выделяется низкими скоростями и сложностью езды при значительных перепадах высот.
Характеристики и виды шоссейных велосипедов
Общей характеристикой для таких велосипедов будет оптимизация для поездок на дальние расстояния. Типовые признаки – прочная большая рама традиционной формы, колеса диаметром 28-29 дюймов, покрышки узкие, максимальное число передач трансмиссии, посадка с минимальным сопротивлением воздушному потоку. Последний пункт обеспечивается высоким седлом и заниженным рулем, чаще всего изогнутым, типа «бараний рог» или «баран». Существуют три основные разновидности.
- Шоссейный или спортивный (гоночный). Кроме перечисленных признаков при описании следует отметить полное отсутствие амортизаторов и практически гладкий протектор. Такие модели делают максимально легкими, в том числе за счет отсутствия любых деталей, ненужных для езды и управления, и тонкой рамы из специальных легких сплавов. Их стихия – скоростные велогонки на большие расстояния по хорошему асфальту. В городе и на местности неудобны, быстро изнашиваются и ломаются.
- Трековый велосипед. Специализированная разновидность спортивного велосипеда. Основным отличием является отсутствие тормозов, и не то что дополнительных скоростей, но классической задней каретки. Педали и заднее колесо связаны цепью жестко, обычно вне трека не используется.
- Туристический или дорожный. Не следует путать его с городским «дорожником», по сути, это «шоссейник», адаптированный для более комфортного перемещения, с возможностью перевозки грузов и выезда за пределы твердого покрытия. Основные отличия от спортивных, это широкое сиденье, наличие короткоходного переднего амортизатора, светотехники и багажников, более крупный и широкий протектор, упор на тяговые передачи. Такие модели менее скоростные, подходят для асфальта и грунтовок, но не для полноценного бездорожья.
Горные велосипеды и внедорожники
Часто категорию внедорожных велосипедов ограничивают только «горными» моделями. Это вполне объяснимо, ведь характерные особенности «внедорожников» полностью соответствуют описанию классического горного велосипеда.
- Прочная, немного укороченная рама типа хардтейл или двухподвес, с приподнятой нижней частью, что позволяет расположить основную каретку примерно на одной высоте с осями колес, увеличив дорожный просвет.
- Колеса диаметром 24-26 дюймов, со средним или широким, глубоким агрессивным протектором, цепляющимся за неровности и предохраняющим от проколов (с недавнего времени начали выпускать модели с 27.5-дюмовыми и даже больше колесами).
- Амортизаторы газовые, гидравлические или их комбинация, с большим ходом для защиты от ударов неровностей; дорогие модели могут иметь дополнительные амортизаторы в выносах руля и седла.
- Максимально защищенные от ударов, влаги и пыли узлы, особое внимание при проектировании-изготовлении уделяется тормозным шлангам, упругим элементам и системам передач.
- Усиленные обода, короткий прямой руль, и другие компоненты, на которые приходится максимальная нагрузка.
- Консольные тормоза типа V-brake или дисковые, с увеличенной площадью контакта с колодкой.
- Малое или среднее количество доступных передач (16-28).
Такая конструкция позволяет преодолевать полноценное бездорожье, и чем богаче и дороже комплектация, тем больше у велосипеда возможностей. Некоторые подвиды горных велосипедов как All Terrain Bikes (вседорожный), Recreation (активный отдых) или Hibrid (гибридный) выделяются меньшей выраженностью «горных качеств» и пользуются большим спросом из-за своей универсальности. Иногда их называют «псевдогорными» и берут для поездок на работу, в магазин, покатушек в парке и недалеких выездов на природу за город. Если судить по статистике, то такие модели постепенно вытесняют традиционные ситибайки.
В зависимости от некоторых изменений комплектации или конструкции полноценные горные велосипеды можно разделить на несколько подвидов.
- Кросс-кантри – как правило, хардтейл с большим запасом скоростей и коротким выносом руля. Используется для гонок по пересеченной местности с небольшим или средним перепадом высот.
- Бэккантри – хардтейл, софттейл или двухподвес с усиленной рамой. Модификация для внедорожных марафонов и работы на трасах со значительным перепадом высот.
- Даунхиллы – двухподвесы с максимальным ходом амортизатора и очень прочными деталями конструкции, двухкоронной передней вилкой и минимальным набором передач (только одна ведущая звезда). Основное назначение – скоростной спуск с горы, часто наверх их доставляют своими силами или на подъемниках.
- Фрирайд, дертджампинг и эндуро – что-то среднее между кросс-кантри и даунхилом, и может использоваться для гонок и катания по горному бездорожью с любым перепадом высот. Отличаются высокой прочностью, заниженной рамой и приличным количеством передач.
- Триалы (Stock или MOD)– «горники» маленькой ростовки, чаще всего ригиды с 20-дюймовыми колесами, предназначенные для прыжков и преодоления препятствий. Выделяются прочностью и специализированной «трюковой» оснасткой.
Кроме этого к внедорожной категории следует отнести фэтбайки – велосипеды для передвижения по песку, снегу, траве. Их главная особенность, это высокая и очень широкая (до 10 см) покрышка, причем давление в шинах специально делается низким, для комфортного передвижения по рыхлому покрытию. Из-за больших шин рама и вилки тоже намного шире обычных.
Специальные велосипеды
Если говорить о серийных моделях, а не специальных байках, созданных в небольшом количестве (или даже в единственном экземпляре), то список специальных категорий будет выглядеть так.
Детские
Подразумеваются не уменьшенные копии взрослых моделей, а специально сконструированные байки для начинающих велосипедистов. Для совсем маленьких детей производители предлагают трехколесные велосипеды с цепным приводом на общую заднюю ось или педалями, жестко закрепленными на переднем колесе. Для детей постарше модели двухколесные, но в комплектации предусмотрены маленькие страховочные колесики, устанавливаемые по бокам от основного заднего.
Утилитарные
Грузовые и даже пассажирские (велорикши) трехколесные и четырех колесные модели. Часто их называют веломобилями. Кроме основного сиденья имеют пассажирские или грузовой отсек. В странах постсоветского пространства только начинают пользоваться спросом, а в Азии давно стали массовыми участниками дорожного движения.
Трюковые
- BMX – городская вариация МОДа, приспособленная для выполнения трюковых элементов разной сложности с использованием искусственных препятствий – ступеней, тумб, перил и так далее, часто имеют дополнительные упоры для ног на осях колес.
- Моноциклы – по сути, колесо с педалями, могут иметь цепной привод и сиденье.
- Цирковые – похожие на трековые отсутствием передачи и жестким приводом, но с другой формой руля, могут иметь дополнительные детали для упора.
- Дрифт-трайки – специальные подели с педальным приводом на большое переднее колесо и пластиковыми накладками-сликами на маленьких задних, что позволяет проходить повороты в заносе.
В завершение коротко об особенных велосипедах – электрических и лигерадах. Электровелосипеды, это модификации обычных моделей, но с возможностью ездить, используя не только мускулы, но и электрический привод, работающий за счет аккумулятора, размещенного в специальном отсеке.
Лигерад или рикамбент, это особый вид двухколесных велосипедов, конструкция которых предполагает полу-лежачее или лежачее положение ездока. Сначала их рассматривали только как форму необычного развлечения или способ выделиться. Но потом оказалось, что это единственный способ покататься на настоящем велосипеде без опасных последствий для людей с проблемами позвоночника, верхнего плечевого пояса и с заболеваниями суставов.